Методические материалы начального образования (19)

В предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский). В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представим далее кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов. При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

Расслабление мышц

Упражнение №1 Потянуться – руки поднять вверх. Сбросить корпус тела вниз. Проверить расслабленность мышц шеи, рук. Корпусом покачиваем из стороны в стороны. Повторить 2-3 раза.

Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования универсальных учебных действий младших школьников в учебном диалоге. Раскрываются особенности учебного диалога как продуктивного сотрудничества, которое рождается при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии. Рассмотрен метод организации учебного диалога – постановка и решение детьми учебных задач; раскрыты понятия учебной деятельности, учебной задачи, вне которых невозможен сам учебный диалог; показаны некоторые способы организации учебного диалога и обучения учащихся умению его вести. Приводятся примеры из практики, иллюстрирующие возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Страница 1 из 2